Другие разделы
Календарь событий
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Наши партнеры
Реклама на сайте
  • Статистика
  • Пользователи

    Другие счетчики
    Проверка сайта Rambler's Top100

    Счетчики материалов
    Комментарии: 123
    Форум: 15/75
    Дневник: 8
    Новости: 30
    Файлы: 592
    Статей: 80
    Сайты: 4444
    Фото-галлерея: 845
    Объявления: 2
    FAQ: 8
    Гостевая книга: 46


    Наша кнопка
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Сегодня нас посетил:

Опросы
В какое время года Вы посетили наш сайт?
Всего ответов: 21
Популярные фотоснимки


Поздравляю всех с праздником Яран сувар (Novruz bayram)


Поздравляю всех с праздником Яран сувар (Novruz bayram) Поздравляю всех с праздником Яран сувар (Novruz bayram) Поздравляю всех с праздником Яран сувар (Novruz bayram)
Лезгинский национальный портал ЛезгиЯр совместно с Набраньским поздравляет всех мусульман с Праздником Весны - Яран Сувар.
Немного об истории происхождения праздника Яран Сувар.
Яран Сувар отмечается всеми лезгинскими народами (Яран (Йаран) сувар- лезгины, дословно «Праздник Солнца», Эверчин, Эбелцен-табасараны, Эр-рутулы, Эвелцан-агулы) Отмечают его в день весеннего равноденствия, в основном 21 марта. Он представлял собою своеобразный триумф жизни,тепла,света над зимней стужей, злыми силами, которые воплощала в себе зима.Яран Сувар был долгожданным праздником. В эти дни люди всех возрастов вовлекались в предпраздничную и праздничную суету, отвлекаясь от своих повседневных забот,забывая на время свои горести и неудачи.Особенно любила этот праздник и деятельно готовилась молодежь и детвора.
В надежде обеспечить хороший урожай лезгины готовили гитI.Существовала примета: насколько увеличатся в объеме разваренные зерна, настолько должен быть выше уржай по сравнению с посеянным зерном,поэтому в это время старались не готовить кушаний из сушеных или жареных зерен,чтобы не допускать уменьшения урожая. В остальные два вечера принято было делать пельмени с яичной начинкой и плов. Полагалось готовить в этот праздник жирную пищу.
В лезгинских селениях на Яран сувар принято было подавать семь блюд.Готовились лучшие блюда лезгинской кухни,такие,как хинкал(хинкIар), плов (аш),голубцы(дуьшпаре),гуьрзе,кебаб (шашлык из молодого мяса),пироги из молодой зелени-афарар,суп из кислого молока- давугъа (тавга),напиток тIач,ахтарма.
Ахтарма считалась лучшим гощением на Яран сувар. В этот праздничный день именно с нее лезгины высокогорных селений начинали обычно еду. Ахтарма заготавливалась еще с лета: овечье молоко нагревали до определенной температуры и добавляли в него в определенных пропорциях овечью же сыворотку. 
Густая сырная масса оседала на дно посуды,ее сливали в мешочек, и когда оставшаяся сыворотка вытекала,в полученную массу добавляли соль,а также разнообразные дикорастущие душистые травы и хранили ее до весны в бурдюке. Важное значение на новогоднем обрядовом столе лезгин занимали ритуальные блюда тIач и семена (селема). Предварительно заготавливали солод,для этого пшеницу,замоченную в мешке,клали куда-нибудь в иеплое место для прорастания,после появления ростков длинною в 5-6 см.,ее сушили и мололи.
За два вечера до наступления Яран Суварполученную таким образом муку (солод) замешивали в котле с горячей водойи,тепло укрыв,ставили в теплое место на 8-10 часов.Когда жидкость поднималась над кашицеобразной массой,ее варили,мешая,весь день до вечера. По мере варки масса становилась все жиже,затем ее оставляли на всю ночь доходить, а утром первого дня весны в дом,где готовился тIач,собирались обитатели квартала,каждый со своей ложкой и миской,чтобы угоститься этой кисловатой массой жидкой каши,которую ели,добавляя туда толокно.
Для приготовления семена (селема) проросшую пшеницу вместе с ростками толкли в ступе до получения кашицеобразной сладкой массы,которую затем варили до загустевания,после чего выливали в поднос. Остывшую массу разрезали на кусочки и ели как лакомство.Ночь на яран Сувар была заполнена мантическими обрядами у лезгинских девушек. Они поедали на ночь соленые хлебцы в надежде увидеть во сне суженого,дающего им воду. Девушки одного квартала собирались в эту ночь вместе в одном доме.
Каждая из них приносила с собой одно яйцо. Все яйца складывались вместе на большой поднос,рядом с яйцом хозяйки его клали кусочки угля и красную краску.Поднос этот выносился на крышу и оставался там на всю ночь. Существовало поверье,что за ночь каждое яйцо должно было окраситься в один из этих цветов: красный или черный.Девушки рано утром спускали поднос с крыши и с волнением ждали результатов. Если яйцо оказывалось красным,хозяйку его ожидали в предстоящем году только радостные события,если черным-год обещал быть тяжелым.
Молодые парни-шутники, зная этот обычай,лазали ночью по крышам в поисках выставленных яиц и красили их в самые разные цвета, что вводило в недоумение их хозяек.В эту же ночь собравшиеся вместе девушки устраивали гадания перед зеркалами. Предварительно они должны были принести воды из семи источников,умыться ею и затем на этой воде приготовить семь любых лучших блюд.Затем девушки накрывали стол в одной комнате и каждая садилась перед своим зеркалом. После полуночи, в полусонном состоянии, она должна была увидеть в зеркале своего суженного.
В Яран Сувар все лезгины повязывали запястье себе,всем членам семьи красной нитью,которую носили где в течении первых трех дней (одиг день за зиму,другой-за весну,третий-за лето) 15-дневного календарного периода,начинавшегося 21 марта,а где и все 15 дней.считается,что это делалось для того,чтобы не ударил Яр и не испортил цвет лица,а также не повредил здоровью; по поверью,в противном случае человек будет весь год вялым,сонливым.
Даже скоту в качестве оберега повязывали где-нибудь красный шнур.Видимо,Яр- это древнее божество,которое,предполагалось,могло погубить людей,не почитавших его,а красная нить- оберег как бы символизировала причастность носящего его к почетанию солнца.
Считалось,что каждый,неся на себе частичку солнца,после зимней тьмы и стужи постепенно как бы привыкал к солнечному облучению,усиливавшемуся с каждым весенним днем. В основе этого обычая,возможно лежыло иррациональное осмысление вполне реальной опасности чересчур большой разовой дозы солнечного облучения после зимнего авитаминоза,что могло вызвать слабость,головокружения.
В первый день Яран Сувар один из священнослужителей носил по домам чашу с водой яран яд (йаран йад) – «весенняя вода» - в которой плавала бумажка с написанными муллой молитвами, и давал в каждом домеотпить этой воды,получая в обмен крашенные яйца.У всех, кто отмечает этот праздник,в первую ночь его (21 марта) принято было зажигать костры и огни. Огню приписывалась могучая сила,поэтому все, кто мог,вплоть до больных и стариков,стремились прыгнуть через костер. Лезгины, обращаясь к огню костра, произносили: «Грехи тебе, благодать мне».Эти действия можно рассматривать как своеобразное очищение перед началом нового хозяйственного года.А.Г. Трофимова сообщает об обычае лезгинской молодежи наряжать 22 марта нескольких человек в разное тряпье и маски с рогами и обходить с ними дома селения для сбора продуктов.
При этом перед каждым домом ряженые инецинирова инеценировали борьбу, в ходе которой побежденный падал и не вставал до тех пор, пока хозяева дома не выносили для него яйцо и всякие лакомства.Обходы домов ряжеными и их ритуальную борьбу можно отнести к категории обрядов очистительного характера, которые практиковались еще в древнем мире и состояли в шествии вокруг «очищаемого» предмета; обход совершался с животными, « козлами отпущения», являвшимися инкарнацией(воплощением) старого года зимы,бесплодия; их затем убивали. 
Смерть здесь предполагала последующее обновление возрождения природы и года. Эти обряды носили в земледельческую эпоху аграрный характер. Таким образом,для народа,празднующих Яран Сувар,он был праздником Нового года, и все магико-мантические и игровые действия, производившиеся в комплексе ритуалов этого праздника,соответствовали обрядам Нового года у других народов,отмечающегося обычно зимой, после зимнего солнцеворота.
Новый год, который был прежде всего новым хозяйственным годом, начинался у лезгин весной, и наступление его отмечали целым косплексом обрядовых действий, смысл которых заключался в обеспечении всему сельскому обществу в целом, так и каждому его члену здоровья, благополучия,усиления производительных сил,хозяйственного изобилия,высоких урожаев,умножение скота.
Руслан СтIалви.А.Булатова«Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-начале XX века»(В сокращении)
Добавил:
Дата публикации: (15:46)
Источник: Перейти

Раздел: Новости в Набране
Просмотров: 9157
Теги: набрань, Azerbaijan, Novruz bayram, Яран сувар, azerbaycan, nabran, азербайджан
Рейтинг: 5.0/21/5 215 5.0



Схожие материалы
Комментариев всего: 0



Комментариев НЕТ
Стань первым, кто прокомментирует



ComForm">
avatar
Хостинг от uCoz Топ сайтов ucozon.ru Catalog-Moldova - Ranker, Statistics Туристический каталог Санатории курорта Саки Create a free website Каппадокия - Турция: форум, информация, достопримечательности, статьи, фотографии, карты Каталог лучших сайтов конструктора uCoz Турция.Ру Индия.Ру Непал.Ру Пакистан.Ру Тибет.Ру Египетский Клуб. Обмен ссылками. Каталог сайтов: Туризм Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог Ресурсов Интернет Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU
Все права защищены Nabran.ru © 2008-2024
Копирование информации запрещено без указания индексирующего гиперссылки на наш сайт!
Дизайн от Азер Исмиханов
Сайт оптимизирован под браузеры
opera firefox chrome safari Internet Explorer